Нервно психическое развитие детей, общение обсуждение.

нервно психическое развитие детей

 

Давайте с вами поговорим на тему, нервно психическое развитие детей, этот вопрос волнует многих родителей своих чад, еще давайте поговорим на тему, нервно психическое развитие детей раннего возраста.

Альонка?
:

Цитата
Нервно-психическое развитие ребенка еще в большей степени, чем развитие физическое, зависит от влияния окружающей среды. Отсюда важность создания правильной организации среды и педагогического воздействия на ребенка, а также необходимости кормления грудным молоком от рождения до 4-6 месяцев, а желательно и старше, что является оптимальным для метаболических процессов и деятельности центральной нервной системы.

Известно, что в установлении связи организма с внешней средой больше всех других тканей и систем, принимает участие нервная система. При нормальном внутриутробном развитии и нормальных родах ребенок рождается с достаточно развитой нервной системой. После рождения центральная нервная система продолжает развиваться и усложняться. В первые месяцы жизни ребенка происходит интенсивное морфологическое развитие мозга и его структурных элементов.

В тесной связи с ее структурным развитием находится и функциональная деятельность нервной системы. С развитием нервной системы совершенствуются органы чувств (анализаторы ребенка), которые в определенной степени функционируют уже у новорожденных.

Врожденными являются и типологические особенности нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Все биологические особенности, с которыми рождается ребенок, создают лишь возможности для физического и психического развития. Они являются предпосылками, но сами не определяют характера и уровня дальнейшего развития. Врожденные особенности не формируют психической деятельности ребенка. С первых дней жизни окружающая среда начинает оказывать большое влияние на эти врожденные особенности. «Если внешних воздействий нет или их недостаточно, организация коры идет неправильно или задерживается». (Н. М. Щелованов).

Основные показатели нервно-психического развития детей до года
1. Физиологические рефлексы новорожденных;
2. Формирование условных рефлексов (пищевые рефлексы, зрительные рефлексы, слуховые рефлексы);
3. Эмоциональные реакции (улыбается, громко смеется, узнает маму и смотрящий персонал, появление самостоятельного «комплекса оживления», негативная реакция на отнимание игрушки, привлечение внимания взрослого);
4. Голосовые реакции и понимание речи (произносит слоги, произносит первые слова, знает 10-12-13 слов, понимает название отдельных игрушек, выполняет действия с игрушками по просьбе взрослого, понимает запрет «нельзя»).

В первый год жизни, наряду с быстрым физическим развитием, происходит также и быстрое развитие функций головного мозга ребенка, коры и подкорковых отделов больших полушарий. В первые дни жизни взаимодействие с окружающей средой происходит на основе готовых врожденных реакций, то есть безусловных рефлексов.
Критерии развития детей до 1 года представлены по месяцам, начиная с периода новорожденности с учетом появления двигательных умений (статических функций). Новорожденный ребенок слышит, видит, ощущает боль, тепло, холод, воспринимает запахи и разные вкусовые раздражения. Хорошо выражены зивательный, сосательный и глотательный рефлексы.

Положительные также следующие рефлексы:
рефлекс Бабкина — при надавливании на ладони ребенок открывает рот,
рефлекс Галанта — при поглаживании спины по позвоночнику происходит дугообразное выгибание тела, рефлекс Переза — ребенок в положении на животе, если провести пальцем по позвоночнику от копчика к шее, то он реагирует криком после короткого апноэ, лордозом с приподниманием таза таза, сгибанием верхних и нижних конечностей, приподниманием головы, генерализованой гипертонией, иногда мочеиспусканием и дефекацией;
положительный глазной рефлекс Пейпера — резкий свет вызывает сужение зрачка и дерганье век откидыванием головы назад;
положительный поисковый рефлекс — при проведении по щеке пальцем, ребенок поворачивает голову в сторону щеки, по которой проводилось раздражение пальцем.

У 30% новорожденных может наблюдаться лицевой феномен Хвостека, но он не указывает на наличие у ребенка спазмофилии.

Отмечается также положительный глабелярный рефлекс и пяточный рефлекс Аршавского — умеренное нажатие на пяточку кость вызывает у ребенка гримасу плача.

Зрачковый и роговидный рефлексы положительные, моргающий рефлекс отсутствует. Движения глаз не совсем координированы, часто наблюдается физиологическое косоглазие, а также нистагм.

Н. М. Аксарина считает, что у новорожденного ребенка на 5-7 день уже вырабатывается условный рефлекс на кормление через определенные промежутки времени (3-3,5 часа), а в конце 2-ой недели — рефлекс на положение под грудью. Уже на протяжении 1-й недели жизни у ребенка улучшается слух, появляются первые кратковременные напряжения м’ мышц шеи. Поэтому, кроме правильной организации режима ребенка, следует создавать определенные условия для своевременного развития зрительных, слуховых, тактильных восприятий, двигательных умений. Необходимо общаться с ребенком когда он не спит, поддерживать и стимулировать гуляния и лепет — предвестники языка.

В возрасте 1 месяца

— движения рук и ног порывистые, конечности всегда согнуты, так как мышцы находятся в состоянии физиологического изгибающего гипертонуса. Пытается поднимать голову и удержать поднятую голову несколько секунд в положении на животе. Движения глаз координированы, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах. В конце 1-го месяца жизни формируется суточный ритм смены сна. Продолжительность сна 18-20 часов.

В возрасте 2 месяцев ребенок
хорошо держит голову, в положении на животе — грудь приподнимаются. Исчезает тонический рефлекс и рефлекс ползания, симптом Кернига часто — положительный. Ребенок начинает удерживать предметы всей рукой. Для того, чтобы развивать и укреплять умение удерживать голову в вертикальном положении, с 1,5-2-х месячного возраста необходимо брать ребенка на руки и держать вертикально держа под грудку и под попу.

В 2 месяца ребенок фиксирует взгляд, улыбается. Продолжительность сна до 18 часов в сутки. На 2-м месяце, по данным Н. М. Аксариной, уже можно образовать условные рефлексы со всех рецепторов: зрительного, слухового, обонятельного, вкусовые и др. Для того, чтобы совершенствовать зрительное сосредоточение, а потом к 4 месяцам различения цвета и формы, рекомендуется с 1-го месяца жизни подвешивать над ребенком игрушки разного цвета и различной формы, до 2-2.5 месяцев игрушки вешают на расстоянии не менее 50 см. над грудью ребенка (ниже нельзя, так как это может вызвать косоглазие).

В возрасте 3-х месяцев
ребенок свободно держит голову, поворачивается на живот и долго лежит на животе, опираясь на предплечья. Движения рук становятся более свободными и целесообразным. Сосредоточивает взгляд и следит за предметами. Улавливает направление звука — поворачивает на него голову, узнает голос матери, гуліт, громко смеется, тянет игрушки в рот. Наблюдаются как положительные, так и отрицательные эмоции. В ответ на общение к 3 месяцам появляется «комплекс оживления» — радуясь, ребенок улыбается, много двигает руками, выпрямляет их (пропадает характерный для новорожденного физиологический гипертонус м’ мышц), издает радостные звуки. Общая продолжительность сна 16-18 часов.
После 3 месяцев необходимо обращать внимание на развитие движений рук, поэтому следует вешать игрушки низко над грудью ребенка, для того чтобы наталкиваясь руками на игрушки, она могла их захватывать. Для развития слуха лучше пользоваться музыкальными игрушками, но без резких звуков, потому что они возбуждают нервную систему ребенка. Отсюда важность любезного разговора с ребенком, что способствует умению слушать. Благоприятные условия способствуют развитию зрительного и слухового анализаторов.

В возрасте 4-х месяцев
движения у ребенка становятся более дифференцированными, исчезает физиологическая гипертония м’ мышц нижних конечностей. Ребенок тянется к игрушке, гладит и удерживает предметы. Появляются певучий и гортанные звуки, если недовольна — хнычет. «Комплекс оживления» возникает и без воздействия взрослых. Появляется радость когда видит игрушки и при слушании музыки. На 3-4 месяца, что наряду с образованием положительных условных рефлексов, формируются различные тормозные условные рефлексы, то есть развиваются процессы внутреннего торможения. Угасают уже ненужные безусловные рефлексы. На 3-4 месяца образуется и другой вид внутреннего торможения — дифференцировка. Так Н. М. Аксарина считает возможным выработки дифференцировки на цвет на 3-4 месяца, что объективно доказывает способность ребенка в этом возрасте различать цвет. С 4-х месяцев ребенок реагирует на незнакомые лица.

В возрасте 5 месяцев
ребенок в каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20 секунд, Ребенок хорошо знает мать, начинает узнавать близких людей, которые с ним общаются, различает строгий и ласковый тон обращения. Узнавание матери и узнавание ее голоса основано на принципах дифференцировке зрительных и слуховых раздражителей. К 5-6 месяцам ребенок лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук, высоко приподнимаются голову и грудь, при этом поворачивается в разные стороны. При четком выполнении режима, быстро формируется привыкание к этому режиму. Н. М. Аксарина считает, что, возможно формирование стереотипа с 4-5 месяцев.

В возрасте 6 месяцев
ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, появляются попытки ползать, хватает предметы одной рукой, поднимает выпавшие из рук игрушку. Ребенок может стоять при поддержке под мышки, разогнув ноги в коленных и тазобедренных суставах, которая поддерживается за грудь, делает попытки переступать.

Если ребенок долго лежит на животе, она быстрее научится ползать, потом садиться и вставать, держась за опору. Не рекомендуется долго держать ребенка на руках в сидячем положении, сажать в кресло или подушки до 6 месяцев, так как до этого времени позвоночник еще недостаточно окреп и ребенок быстро устает.

До 6-7 месяца ребенок
радуется, видя приготовления к купанию, потому что с этим эт’ связано чувство удовлетворения. До 6-7 месяца появляется лепет, произносит слоги (ма, ба, па). Обращаясь к ребенку важно, чтобы она следила за движением губ. Своевременное развитие речевого слуха и голосового аппарата является основной предпосылкой развития подготовительных этапов речи у детей 1-го года жизни. До 6-7 месяца формируется первичное понимание речи, ребенок поворачивает голову в сторону предметов, о которых спрашивает взрослый человек, то есть устанавливается конкретный связь с определенными игрушками и предметами, которые она раньше видела и о которых говорили.

>

В возрасте 7 месяцев
ребенок самостоятельно сидит, ползает, становится на колени, поднимается на четвереньки, поддержанная под мышки хорошо переступает. Ребенок тянется с рук на руки, протянул руку матери и знакомым, то есть движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок. Начиная с 7 месяцев формируется подражания. Движения ребенка становятся более целенаправленными — перекладывает игрушку из руки в руку и т. д. Более полезным будет, когда ребенок в 7 месяцев научится ползать и только в 8 месяцев самостоятельно садиться, сидеть и ложиться из сидячего положения. Овладев умением ползать, ребенок начинает много двигаться, что благоприятно сказывается на ее физическом развитии, так как различные движения укрепляют позвоночник.

В возрасте 8 месяцев ребенок
самостоятельно сидит, в любое время может самостоятельно изменить положение, делает попытки ходить, держась за спинку кровати. Выражает мимикой удивление, а также любопытство когда видит новые игрушки, ищет взглядом нужный ему предмет. «Изучает» движения («ладушки» и т. д.), поворачивает голову, услышав свое имя. Начинается подражание звукам речи взрослого.

В возрасте 9 месяцев
ребенок делает попытки стоять без опоры, поддерживаясь за барьер манежа или кроватки, переходит от одной опоры к другой, садится из вертикального положения. Выполняем некоторые элементарные движения: достает кубики из тумбочки, собирает мелкие предметы и т. д. В 9 месяцев по-разному реагирует на музыку: живо движется, к спокойной музыке — прислушивается.

В 9-10 месяцев ребенок может
повторять за взрослым новые слоги, по словам находит несколько знакомых предметов. Быстро привыкает к новому режиму. Несмотря на то, что дети рано реагируют на слова взрослых, к 9-10-месячного возраста слова являются лишь обозначением конкретных предметов. Продолжительность сна около 15-16 часов.

В возрасте 10-11 месяцев
ребенок при поддержке начинает лестница на горку в 3 ступеньки и сходит с нее, ползает под предметы. После показа и словесного указания дети выполняют некоторые действия: накладывают один кубик на другой, снимают и надевают на стержень кольца с большими отверстиями. Дети осваивают эти действия и долго играют с игрушками. Длительность сна 14 часов.

В возрасте 11-12 месяцев дети
самостоятельно ходят, но продолжают много ползать, знают названия многих предметов, указывает части тела. Склады, входящие в лепету ребенка, в конце первого года становятся составными частями слов, запас которых составляет до 10-12-13.

К концу 1-го года
по просьбе взрослых ребенок находит среди других игрушек именно названную, понимает слово «нельзя». Таким образом, до года становится возможным через речь взрослого влиять на поведение ребенка, так как некоторые слова начинают приобретать обобщенный характер, то есть становятся специфическими раздражителем второй сигнальной системы. Это говорит о начале функционирования высшего уровня нервной деятельности второй сигнальной системы, развитие которой стало возможным на основе накоплений чувственного опыта (т. е. первой сигнальной системы), приобретенной ребенком на протяжении 1-го года жизни в результате многократного сочетания непосредственных раздражителей с их словесными обозначениями.
Следует подчеркнуть, что знание основных показателей физического и нервно-психического развития детей является хорошей основой для совершенствования системы охраны здоровья и воспитания детского населения.

irunado
:
Я считаю что физическое развитие невозможно без надлежащего психологического, именно поэтому я с рождения боялась нарушить нервную систему малыша. Я ни на минуту не отходила от сыночка, всегда был у меня на руках, под грудью, никто не имел права брать ребенка на руки, он спал и спит исключительно на мне, не пользовались каляской Я избегала даже малейшего стресса у него. Как вознаграждение является:
я не знаю какой плач у ребенка, никаких проблем со сном, с животиком, начали очень рано ходить, малыш просится в туалет уже (главное ночью потому что днем мы лишь намекаем маме, а ночью крутимся а как я не реагирую то может и крикнуть на меня), мы не болеем тьфу-тьфу, и вообще идем по развитию как пишет Аленка.

Я желаю всем быть в гармонии со своими детками тогда и физическое развитие не задержится !

Альонка?
:
Вы МОЛОДЦЫ!

midsummer
:
Я считаю, что все эти нормы являются очень индивидуальными для каждого отдельного ребенка и не нужно искать какие-то проблемы тогда когда в развитии ребенка что-то не совпадает с таблицей. Хотя в общем спасибо Аленка? за полезную информацию.

irunado
:
ну конечно что индивидуальные! но сильные отклонения есть отклонения и именно собственно причину надо искать в нервно-психическом развитии.

Аленка, спасибо.

sip-marinka
:
а как этот психологический развитие нормировать?

irunado
:
избегать стрессов малейших.

Olli Polli
:
Я помню, как в роддоме я не могла встать к малышу (ну, сейчас я уже заставила бы себя даже в том состоянии в котором я была после родов) и переодевали Юлика мама и на ручках носила. я тогда так плакала и прямо физически ощущала, что я должен это все делать. Хоть это мама родная моя, но все равно я чувствовала, что он только меня ждет.

irunado
:
и правильно потому что мама то твоя а ребеночку ты МАМА! и только ты ему нужна на физическом и психологическом уровне, чтобы плавно войти и познакомиться с этим миром.

мамустичка
:
а я своего малыша никому не доверяла где-то до 3 месяцев, а потом уже как-то моя мама говорила, что я сумасшедшая мама

irunado
:
не дело в доверии то потребность ребенка.

karolina
:
А я первые два месяца, когда родила старшую, то не могла ее даже поцеловать. Кормила, купала, все делала сама, но не воспринимала, это наверное был какой-то послеродовый шок, что ли. А потом я ее поцеловала впервые левую щечку где-то в два месяца и у нее там ямочка, как она смеется. Знакомая (старшая женщина) увидела ямочку и сказала, что я наверное первый раз поцеловала ее в ту щечку. Что от первого поцелуя у ребенка ямочка остается.

А Сашу я уже в роддоме целовала, уже сразу его восприняла. Такое вот у меня.

sip-marinka
:
ну вы правы. я не могла до 6 месяцев осознать.

sip-marinka
:
а сейчас как-то не пойму — откидывается назад всем телом и ревет ужасно. не знаю что с этим делать. нам еще только 9 мес., а такие психи, а что будет дальше? и не знаю как с этим бороться.

olja_star
:
Приветики всем! А моя малышня недотрога. Уже 7 месяц скоро а она признает только меня и папу. Ни к кому не идет на ручки. И при изменении обстановки ужасно нервирует( не любит ходить в гости). Даже не знаю что делать. уже ходили к неврологу а он мне приписал успокоительные. Боюсь я ребенка пичкать. То же все таки нервная система еще не сформирована, эх. возможно с возрастом пройдет.

Ganna123
:
Конечно пройдет, я тоже в этой ситуации ребенку не давала бы таблетки, это лишнее!

Христя31
:
А я когда родила первую, то сразу восприняла, так легко, так нежно. А вот до второго ребенка, было трудно привыкнуть, где-то первые 5-10 дней, наверное был психологический шок. А теперь все стало на свои места.

Vikanka
:
А мой малыш совсем не хочет засыпать самостоятельно, на руках уже становится тяжело носить, а возле сиськи засыпает редко. Вечером перед сном мы с мужем часа два по очереди носимая, как только в кроватку сразу в плач, должен на руках уснуть, а днем приходится в кенгурушке носить, на улицу одеваю плач, на улице бывает истерики заводит, так на руки хочет или что. Игрушки ему надо менять каждые 10 мин, потому что быстро надоедают, на одном месте усидеть не может дольше 15 минут. По белому завидую мамам со спокойными детьми, которых вот посадишь в манежик, накидаешь игрушек, малыш сидит себе играется. Не знаю, нормально ли это, или нет, или может к невропатологу отвести.

Если у вас, есть свое мнение по вопросам, нервно психическое развитие детей, то делитесь ими в комментариях и возможно, ваши ответы помогут другим.

Обязательно поделитесь в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

wordpress темы, новые. windows FAQ. Здоровый блог
css.php Яндекс.Метрика Tatarstan.Net - все сайты Татарстана